График работы:

Пн-чт: с 10-00 до 17-00
Пт: с 10-00 до 17-00

Телефон:
Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 3
Коллегия адвокатов
«Санкт-Петербургская Юридическая ассоциация»

Иностранные работники. Какие проблемы с НДФЛ?

« Назад

Иностранные работники. Какие проблемы с НДФЛ?  14.09.2016 15:40

 

 

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами. Однако привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работ работодатель может только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданных в установленном законом порядке.

За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу на него налагается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).

Разрешение выдает территориальный орган Федеральной миграционной службы, и только в том случае, если работодатель представит заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации".

Так, иностранцы, которые прибыли в РФ без визы, а также временно проживающие в РФ, должны получить такое разрешение самостоятельно либо через представителя. Представителем может являться и будущий работодатель. Что касается иностранцев, временно пребывающих в РФ по визе, то для них разрешение получает работодатель.

Работодатель, получивший разрешение и заключивший с иностранцами трудовой или гражданско-правовой договор, не имеет права передавать данное разрешение другому работодателю. Более того, работников можно использовать только по профессиям и на территории субъекта РФ, которые указаны в разрешении. Кроме того, работодатель обязан в десятидневный срок сообщить по месту налогового учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) информацию, касающуюся иностранных граждан, а именно:

  • о подаче ходатайства о выдаче приглашения на въезд для трудовой деятельности;
  • о прибытии иностранных работников к месту работы или пребывания;
  • о получении работниками разрешения на работу;
  • о заключении трудового или гражданско-правового договора;
  • о приостановке действия или аннулировании разрешения на привлечение иностранцев к работе и т.д.


Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса, резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом (то есть в расчет берется не календарный год). Следовательно, физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев, являются "нерезидентами РФ". Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ, т.е. для статуса важно только количество дней нахождения на территории РФ.

Как определить налоговый статус иностранного работника, Минфин объяснил в письме от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115: "Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 31 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году. В целях исчисления сумм налога на доходы физических лиц организация - налоговый агент должна определять налоговый статус работника на каждую дату выплаты доходов.

В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов.

Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов."

При практическом применении ст. 207 НК РФ у организаций - налоговых агентов наиболее часто возникают вопросы, связанные с определением 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство. Минфин в письме от 30 октября 2007 г. N 03-04-06-01/366 разъяснил: "Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Статус иностранного гражданина в качестве налогового резидента Российской Федерации определяется исключительно по дням нахождения физического лица на территории Российской Федерации. Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 207 Кодекса."

Из данного письма следует, что:

1) для определения статуса физического лица, при определении 12-месячного периода, неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, указанный период может начаться в текущем году, а закончиться в следующем году.

Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно;

2) начало 12-месячного периода может приходиться на любой день календарного месяца, т.е. необязательно находиться на территории России все 183 дня подряд. Главное, чтобы в течение 12 последних месяцев физическое лицо пробыло на территории России в совокупности 183 дня и более. Течение срока нахождения физического лица на территории РФ начинается на следующий день после дня его прибытия в нашу страну, а день отъезда за границу включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ (ст. 6.1 НК РФ);

3) 12-месячный период определяется на дату получения дохода физическим лицом. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно.

Определять статус налогоплательщика необходимо прежде всего для того, чтобы правильно определить сумму НДФЛ. Так, если на дату получения дохода иностранец будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.

Однако мнения налоговых органов и работников Минфина по данному вопросу разделились. Так, ИМНС в своих письмах от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94 разъяснила, что если работник является иностранцем, то отслеживать его статус придется ежемесячно, чтобы не пропустить момент его изменения. А в случае изменения статуса НДФЛ удерживать по соответствующей ставке (13% или 30%).

Минфин России придерживается иного мнения, высказанного в письме от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406, и поясняет он его следующим образом: "Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

До момента, пока время нахождения работника на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.

Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.

Перерасчет сумм налога в связи с изменением налогового статуса производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода. Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника.

Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, по его доходам от источников в Российской Федерации сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента Российской Федерации."

Следовательно, если организации будут придерживаться данной позиции, то в том случае, если статус работника в течение текущего налогового периода меняется, пересчет сумм НДФЛ можно сделать в следующие сроки:

1) после наступления даты, с которой налоговый статус работника в текущем году (налоговом периоде) уже измениться не может;
2) по итогам года (на 31 декабря);
3) на дату увольнения работника.

При подсчете дней необходимо помнить, что время пребывания в РФ не прерывается на время выезда физических лиц за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Однако это правило не распространяется на случаи загранкомандировок и отпусков. В своем письме от 21.12.2007 N 03-04-05-01/419 Минфин России разъяснил следующее: "Заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации. При этом длительность командировок установлена п. 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", применяющейся в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Если свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, работник выполнял в иностранном государстве в период, превышающий время командирования, установленное указанной Инструкцией, фактическое место работы сотрудника будет находиться в иностранном государстве и такой работник не может считаться находящимся в командировке.

В этом случае получаемое работником вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Если в соответствующем календарном году работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. В случае если по итогам года работник не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то по таким доходам от источников в иностранном государстве налог на территории Российской Федерации не взимается.

Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок 13% в отношении физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации и 30% - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На практике встречаются ситуации, когда с иностранным работником заключается трудовой договор на срок, превышающий 183 дня, т.е. фактически он уже является резидентом РФ. Какую ставку должен применить бухгалтер? Минфин России в своем письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 указал, что определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в РФ НК РФ не предусмотрено. Следовательно, облагать доход по ставке 13% работодатель сможет только после фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в РФ.

Однако все вышесказанное не относится к гражданам Республики Беларусь. Статус данных граждан для целей налогообложения их доходов, полученных от российских организаций, определяется исходя из срока трудового договора, а не из времени фактического пребывания, как для других иностранных граждан. Данный порядок установлен Протоколом к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 81-ФЗ).

Следовательно, если российской организацией заключен трудовой договор с белорусским гражданином на срок не менее 183 дней, то его доход нужно облагать по ставке 13%. Аналогично нужно действовать и в случае, если организация заключает договор на меньший срок, но гражданин Белоруссии представит копию трудового договора с другим работодателем или иной документ, с помощью которого можно будет установить, что общий срок пребывания в течение 12 месяцев превысит 183 дня.

Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом. Поэтому, если есть сомнения в отношении резидентства принятого на работу сотрудника, особенно если он иностранец, следует позаботиться о том, чтобы он подтвердил свой статус.

Налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться. В этом случае сумма НДФЛ, удержанная с работника, подлежит корректировке. Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30%, подлежит пересчету по ставке 13%.

Также необходимо обратить внимание и на стандартный налоговый вычет. Если работник не является налоговым резидентом, то стандартный налоговый вычет ему не предоставляется. В том случае, если 183 дня истекло и физическое лицо изменило свой налоговый статус, а следовательно, изменилась и ставка налога, при перерасчете иностранцу следует предоставить стандартный вычет за все прошедшие месяцы.

Воспользуемся условиями предыдущего примера. В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Таким образом, если работник представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом РФ, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13% и вернуть излишне удержанные суммы налога с выплаченных такому работнику доходов за счет текущих платежей.

Т.Н. Фоктова
("Трудовое право", 2009, № 2)



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей
Нужна квалифицированная помощь или консультация юриста?

Оставьте заявку прямо сейчас и мы поможем найти решение Вашей проблемы!

* Уважаемый посетитель! Указывая Имя, электронную почту, а также телефон, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.