График работы:

Пн-чт: с 10-00 до 17-00
Пт: с 10-00 до 17-00

Телефон:
Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 3
Коллегия адвокатов
«Санкт-Петербургская Юридическая ассоциация»

Строительные организации. Некоторые аспекты деятельности

« Назад

Строительные организации. Некоторые аспекты деятельности  14.09.2016 15:15

Если стройка постоянно или временно прерывает движение постороннего транспорта или пешеходов, то в проекте организации строительства должны быть предусмотрены меры по прокладке объездных дорог и обходных путей, по созданию особых устройств (мосты, мостки, переходы), помогающих преодолевать вырытые траншеи и другие препятствия.


Бывают случаи, когда вынутый строителями грунт перегораживает сезонные пути движения воды, создавая ее подпор. При этом могут пострадать соседние земли, насаждения, другое имущество, которое затапливается разлившейся водой. Такие случаи следует предусматривать заранее. Вообще же нужно избегать складирования грунта, стройматериалов или строительного мусора в ложбинах и других местах, по которым протекают ливневые или талые воды.

К сожалению, во многих проектах организации строительства такого требования нет, и это создает почву для конфликтных ситуаций. При возникновении земельных конфликтов по поводу стройки строители не могут ссылаться в свое оправдание, что те или иные обстоятельства не были учтены в проекте организации строительства, составленном для них проектной организацией. Получая этот документ (вместе с другой проектной документацией), подрядная строительная организация обязана проверить, насколько полно там учтены мероприятия, которые требуются по местным условиям, чтобы не нанести ущерба соседям.

По принятым в строительстве правилам гражданская ответственность проектной организации за допущенные ею ошибки ограничивается тем вознаграждением, которое она получает от заказчика строительства в качестве платы за свою работу. В ходе строительства нередко возникает вопрос о судьбе материальных ценностей, оказавшихся на строительной площадке (трассе) или добытых строителями в ходе выполняемых ими земляных работ. На месте стройки могут находиться здания, сооружения и устройства, предназначенные на снос, которые по условиям подрядного договора должна разобрать подрядная строительная организация. При этом в ее распоряжении могут оказаться вторичные строительные материалы, детали, конструкции. В процессе подготовки площадки или трассы к строительству в распоряжении подрядной строительной организации оказываются грунт, спиленный лес, излишки плодородной почвы. Все эти материальные ценности могут иметь товарный вид изначально, но могут приобрести его после соответствующей сортировки и обработки.

Какова судьба всех таких предметов? Здания и сооружения, оказавшиеся в зоне строительства, иногда нужны на время самим строителям для устройства подсобных помещений. Проектные организации, поскольку они заинтересованы в снижении сметной стоимости строительства, обычно стремятся засчитать ценность объектов, попадающих в руки строителей, в счет причитающегося последним вознаграждения от заказчика стройки. Такой зачет носит название возвратных сумм. Однако строители не всегда заинтересованы в сохранении и утилизации тех материальных ценностей, которые они находят на площадке или трассе строительства. Иногда их не устраивает завышенная, по их мнению, сметная стоимость попадающих к ним предметов. Тогда, ссылаясь на отсутствие охраны мест, предназначенных для застройки, они допускают, чтобы спорные предметы оказались уничтоженными.

В результате много ценных вторичных материалов пропадает без пользы.

Земельным титулом в отношении строительной площадки или трассы обладает лишь заказчик строительства (а не приглашаемая им подрядная строительная организация). Следовательно, именно ему принадлежат все вторичные материалы, находящиеся или добываемые подрядчиком в пределах стройки.

На практике же многие государственные и муниципальные организации - заказчики строек проявляют равнодушие к этим материальным ценностям, и тогда они оказываются фактически в распоряжении строителей. Но при этом материальные ценности далеко не всегда поступают в дело. Вопрос о побочных материальных ценностях, оказывающихся в зоне застройки, находится на стыке нескольких отраслей права: земельного, гражданского и некоторых других.

Этим частично можно объяснить недостаточное внимание к нему со стороны авторов отечественной правовой системы. Но ведущей отраслью права в этой сфере должно быть законодательство о капитальном строительстве. Указанный вопрос не должны обходить и другие отрасли права, имеющие отношение к капитальному строительству, - земельное право не в последнюю очередь.

Осуществляя проект строительства, генеральный подрядчик иногда отступает от предписанного ему расположения определенных объектов. В частности, это может касаться подземных коммуникаций, которые строители по каким-то причинам вынуждены укладывать не так, как указано в проекте. Такие отступления требуется согласовывать с заказчиком и проектной организацией. В любом случае строители обязаны составлять исполнительные чертежи, где они показывают действительное прохождение уложенных ими подземных коммуникаций или иных сооружений. После окончания стройки этот документ передается на рассмотрение Государственной приемочной комиссии. Если та утверждает произведенное отступление от проекта, то исполнительные чертежи передаются эксплуатационной организации, а также земельному органу (в городах - службе городского архитектора) для сведения.

Если этот порядок не соблюдается и если впоследствии в зоне бывшего строительства начинают вести земляные работы, то уложенные там ранее подземные коммуникации могут быть повреждены, ибо их действительное местоположение не совпадает с проектным. При подготовке линейного строительства проектировщики маркируют трассы будущих сооружений с помощью вех и других знаков на местности.

Однако официальной передачи этих знаков строительным организациям действующие правила капитального строительства не предусматривают. В результате такие знаки нередко оказываются бесхозными и могут быть утрачены.

Некоторые строящиеся производственные объекты поступают в эксплуатацию по временной схеме, когда на них не закончены все требуемые по проекту строительные и монтажные работы. Последние приходится выполнять параллельно с идущим процессом освоения основного производства. При этом на одной площадке оказываются две независимые друг от друга организации: генеральный подрядчик (иногда вместе с субподрядчиками) и дирекция вновь задействованного производственного предприятия.

В этих условиях нелегко установить истинного виновника обнаруживающихся земельных и иных нарушений. В законе этот вопрос пока также не решен. По некоторым правилам строители обязаны приостанавливать земляные работы, если они вскрывают археологические объекты..

Антон Гришко,



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей
Нужна квалифицированная помощь или консультация юриста?

Оставьте заявку прямо сейчас и мы поможем найти решение Вашей проблемы!

* Уважаемый посетитель! Указывая Имя, электронную почту, а также телефон, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.